Духовное целительство

ЗАХАРОВ ПАВЕЛ АЛЕКСЕЕВИЧ
Доклад по теме «Духовное целительство» 16 июня 2012 года

ДУХОВНОЕ ЦЕЛИТЕЛЬСТВО

От того, как врач овладел своей профессией, как хорошо освоил полученные знания и усвоил какие-то приемы – о нем говорят, какой он специалист: плохой или хороший, бездарный или гениальный. Так, когда хирург делает операцию, главное, чтобы он имел твердые знания, твердую руку, четкие движения, навык и так далее.

Когда же мы с вами обращаемся к такому особенному феномену, как биолечение, психолечение или – я до сих пор не знаю, как это назвать, хотя занимаюсь этим сам уже не одно и даже не два и не три десятилетия, но вы понимаете, о чем я говорю, — традиционным формам оздоровления, то здесь вступают во взаимодействие, в теснейший контакт дух – внутренняя, духовная сущность пациента – с духовностью врачующего его человека. Таким образом, здесь есть элемент и донорства духовно-душевного, есть и элемент какой-то глубокой внутренней связи, которая в этот момент или на какой-то период обязательно возникает между врачующим и пациентом.

Поэтому, для всех тех, кто хочет помогать людям подобными методами недостаточно выучить или усвоить какие-то приемы, а необходимо постоянно и упорно работать над совершенствованием своего внутреннего «Я». А это – даже не побоюсь этого слова – есть внутренний подвиг. Без этого ничего не получится. Или получится что-то совершенно неадекватное и, быть может, негативное.

Да, мы с вами должны отдавать себе ясный отчет о том, что мы идем очень часто частично вслепую. Это глубинная, неисследованная, неизученная – по крайней мере в значительной степени – область, и, когда человек ее понимает, расширяет, активизирует и использует для помощи другим людям, это исключительно ответственный момент. Потому что четкой теории и точной инструкции у нас нет и быть не может. К сожалению, ни в церковной традиции, ни в большом наследии парапсихологи и всевозможных формах биолечения единой и четкой теории нет. Конечно, может возникнуть у вас вопрос, а разве не было открыто нечто подобное мудрецом, святым, пророком, старцем, древним целителем? Да, что-то им было открыто. Но то, что касается практической нравственной деятельности, мы должны постигать сами, своим умом, своим сердцем. Человек – существо активное, и ему даны от Бога дарования для того, чтобы он постигал мир и служил своим ближним. Было бы очень мрачно и печально, если бы все то, что мы познаем с помощью науки, разума, опыта, — все давалось бы нам в готовом виде. Боюсь, тогда у человека давным-давно бы атрофировалась всякая способность к духовной и умственной активности. Он бы сидел и ждал, пока ему свыше будет все дано, и он никогда бы не стал духовно богатым, духовно активным человеком, борцом, а был бы только существом-потребителем.

Итак, перед чем мы стоим сегодня? Мы стоим сегодня перед фактом, что внутреннее поле человека (слово «поле» я употребляю, также как и вы, условно: этот физический термин, быть может, совсем и не подходит, но мы его используем как удобный термин), внутренняя потенция нашего духовного поля – это та арена, на который формируется и гармонизируется несколько ярусов человеческого бытия. Мы все это можем назвать духовностью человека, то есть особым свойством, которое в Библии обозначается как «образ и подобие Творца».

Человек – смертное, ограниченное во времени и пространстве существо. Но оно несет в себе вот этот образ, и поэтому человек может отраженным светом светить вокруг. Вспомните, как прекрасно сияет ночью на чистом небе полная луна. Но нет на ней света, это мертвый камень. Почему же она так сверкает? Почему она освещает ночную землю? Поэтому что на нее падают лучи Солнца. Почему человек несет в себе этот заряд духовности? Потому что он пришел к нему из вечности. Поэтому мы должны отнестись к нему с необычайной бережностью.

И первое правило для вас, которое пришло к нам из самой глубины веков, из глубины человеческого духовного опыта, первое правило заключается в том, что всякое духовное упражнение, общение, тем более лечение предполагает как свое условие интенсивную нравственную работу над собой.

В чем она заключается? Не только в том, что человек исполняет какие-то правила, что-то делает, а от чего-то воздерживается. Гораздо больше. Вероятно, вы все помните библейское сказание о первом человеке, об Адаме, который нарушил запрет, вкусив от плода. Что означает это сказание? Оно часто в нашем сознании засорено всякими легкомысленными и глупыми шутками, а ведь там отражено глубинное свойство человека, а именно: ложное самоутверждение. Человек захотел сделать что-то исключительно для себя.

В Библии сказано, что человек был создан, получив свыше право владеть миром: «Сотворим человека… и да владычествуют они…». А вкушение от запретного древа означало особую власть, автономную, власть для себя. И тот, кто делает что-нибудь на свете только для себя, уподобляется вот этому первочеловеку или всечеловеку. Он ставит в центр свое «я».

«Я» — это святое дело, «я» — это средоточие личности. Но когда оно выставляется вперед, когда оно старается либо подавить окружающее, либо занять не подобающее ему место, когда возникает культ своей личности, быть может, бессознательный, «…» — это главный мотив огромного количества зла, которое существует в мире. Если вы хорошенько подумаете и проанализируете многочисленные формы человеческого зла, вы увидите, что корень его почти всегда произрастает из самости. Самость человека, ячество… Обратное этому – умение отдавать и служить.

Кто из вас не хочет быть счастливым? Евангелие отвечает нам, что счастье человека достижимо, но прежде всего тогда, когда человек – открытое существо, когда он становится открытым существом, когда чужая боль его ранит, когда чужая радость вызывает не зависть, а сопереживание.

Зависть – великая и страшная сила. Она потрясает народы и целые общества. Мы иногда недооцениваем ее. Иные люди хотели бы, чтобы все жили плохо, лишь бы кто-то не жил хорошо. Мы все отлично знаем, что это во многих из нас прячется. Так вот, если человек обладает парапсихическими способностями (а они есть, конечно, у всех, но у некоторых людей они более развиты, некоторые люди более одарены этим, как и любой талант не в одинаковой мере дается людям), нередко, в себе развивая эти способности, изучая их в себе, как вы, он должен очень строго относиться к своему нравственному миру и часто, очень часто задавать себе вопросы: «Для чего это делается? Умею ли я быть открытым людям? Или я делаю это из тщеславия, для самоутверждения ложного?». Такая проверка должна быть строгой, честной и постоянной. Это, безусловно, одно из важнейших условий гармоничного развития духовного, психологического и парапсихологического обучения.

Человек должен стараться помочь другому, делиться с ним своим даром. Я повторяю то, с чего я начал: если врач обычный имеет лекарство и дает его больному, нравственного процесса тут может и не происходить, а вот если вы хотите помочь иначе, это необходимо – вы ведь отдаете какую-то часть своей духовной и душевной энергии. Вы можете спросить меня: «А такое донорство не опасно ли?». Безусловно, известный риск здесь есть, но я говорю вам с полной ответственностью, что человек, который устанавливает для себя вот этот принцип открытости и отдачи, в значительной степени гарантирован и застрахован от непредсказуемого. Вы ведь и сами не знаете, что может произойти. Но этот принцип ограждает пациентов от малоизученного влияния, это ограждает вас, врачующих, от обратного восприятия их отрицательного поля.

На человека влияют различные силы: есть атмосферные условия, есть условия генетические – каждый из нас несет в себе генетический какой-то код, есть воздействие космических лучей, магнитных полей и много другого. Но есть и воздействие на человека неких трансфизических измерений, которые совершенно реальны. Это первый уровень реальности, он стоит за материальной реальности, которую мы можем пощупать, взвесить и изучить с помощью приборов.

Трансфизическая реальность – это отнюдь не Царство Божие или «тот свет». Это первый и ближайший к нам пласт бытия. И надо сказать, что опыт поколений и опыт наиболее умудренных людей подсказывает, что этот пласт- весьма двусмысленное и опасное состояние, где все происходит как во сне, где все двоится, троится, где нас легко может увлечь на какие-то темные неведомые тропинки блуждающий огонек. Этот опыт, в отличие от высшего духовного мистического опыта, мы условно называем опытом оккультным, опытом восприятия низших трансфизических сил, граничащих с духом и с тонкой материей.

Каждый из вас, вероятно, может вспомнить в соей жизни такой опыт. Когда вы входили в помещение и не видели еще никого из людей, но уже чувствовали там некую нагнетенность, то это и было присутствие поля, негативного поля, лишающего покоя и сна. И наоборот, могло быть совершенно неожиданное ощущение, что здесь легко и хорошо, хотя людей вы не видите. Такого рода воздействию становится особенно подвержен тот, кто развивает в себе парапсихические способности. Обычный человек для его же пользы заслонен, огражден от этой сферы, и она не прорывается в его сознание и непосредственные ощущения.

Вы же профи, я вижу здесь много молодых, делающих первые шаги, которые так или иначе приводят вас в соприкосновение с этой областью. И здесь необходима крайняя осторожность. Только свет высокого нравственного напряжения, свет честности, свет открытости высшему может оградить вас от вовлеченности в некий темный круговорот.

Я знаю много людей, которые случайно соприкоснулись с этой сферой, стали к ней тянуться как к чему-то экзотическому, любопытному, таинственному. Это, разумеется, понятно, потому что таинственное всегда манит человека. Почему у нас так интересуются НЛО и снежным человеком? Тайна… Тайна всегда сигнализирует о том, что есть еще последняя и Высшая Тайна, и к этому душа человека тянется.

И второе правило, которое я хочу вам здесь напомнить, состоит в том, что надо избегать воздействия из праздного любопытства, только потому, что это кажется необычным, интересным, как-то отличающимся от повседневного. Это не игрушки. Это я могу сравнить только, скажем, с ученым или лаборантом, который действует в лаборатории, где стоят пробирки с болезнетворными бактериями. Он должен помнить, что, разбив одну из пробирок, он может разнести вокруг заразу и сам заразиться. Он должен понимать, что у него руки должны быть чистые и без ранок и царапин, и нужно принимать всевозможные меры предосторожности. Это второй принцип.

Наконец, есть еще один принцип. Я касаюсь уже только людей, сознательно верующих. Почему я подчеркиваю «сознательно верующих»? Потому что бессознательно верующими являются все люди. Бессознательный опыт человека всегда связывает нас с высшим смыслом бытия. Отдаем ли мы себе отчет в этом или не отдаем, но мы потому и можем жить, что мы чувствуем себя связанными с этим высшим началом. Религиозная вера осмысливает это, находит для этого слова и формы. Инстинктивное ощущение иногда может подменять эту веру многочисленными формами идолопоклонства.

Все мы рождены в XXом столетии – в столетии идолопоклонников. Никогда еще с первобытных времен человек с таким безумным исступлением не поклонялся тому, чему поклоняться не должно. Что бы это ни было: политические лидеры, иллюзия прогресса, популярные актеры – все это в нашем обществе очень часто занимало место идолов. Последствия всегда были печальными или глубоко трагическими. Так вот, повторяю, человеку сознательно религиозному следует помнить, что его помощь людям, парамедицинская помощь, есть служение, в процессе которого он не может целиком только из себя извлечь все эти силы. Но он может получить новый заряд духа, если он бескорыстно, внутренним порывом самоотдачи служит людям или хочет служить.

Разумеется, многие из вас могут меня спросить, мол, а не чреваты ли эти формы взаимодействия какими-то темными демоническими феноменами? Да, безусловно, это возможно. Более того, к величайшему сожалению, я наблюдал в течении многих лет чаще воздействие темного поля. Если бы наш внутренний мир имел какую-то зримую для глаза окраску, и мы посмотрели бы, что поднимается как облака над скопищем людей, над большими городами, мы бы увидели, я думаю, темные и мрачные извержения каких-то демонических вулканов.

Заметьте, человек внутренне совершенно по-разному чувствует себя в лесу и в городе. И дело не в шуме машин, и не только в том, что воздух задымлен. Было время, когда воздух был чище, но все равно разница оставалась. Потому что лес менее наполнен этими испарениями человеческих страстей, именно испарениями…

Так вот, соприкосновение с демоническим, темным является опасностью и угрозой для современного человека. И для тех, кто вступил на путь духовной терапии, душевной парапсихической терапии, соблазн велик. Недаром столько было кудесников, магов, прорицателей, которых привлекали к себе, например, Гитлер и многие иные вожди нашего столетия. Недаром этот политический демонизм окутывал нашу землю черным облаком так долго и еще не иссяк. Ваше призвание – противостоять этому черному облаку, нести в себе свет. Особенно это касается христиан.

Господь Иисус говорит нам: «Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и славили Отца вашего Небесного». Каждый человек, каждый христианин может стать носителем любви и света Христова. И тогда, обладая какими-то возможностями помощи человеку: моральной, материальной, душевной, психической или даже парапсихической, он выполняет высшую волю, он – служитель, жизнь его обретает новый, еще более глубокий смысл и красоту. Потому что он становится посланником великого Царства Света, Правды и Вечности.

И, наконец, последнее. Многие из вас, вероятно, могут поддаться искушению добиться массовости эффекта воздействия. Но всегда помните: и один человек, которому вы помогли, уже оправдал ваши усилия. Потому что каждый человек – это целый мир, это уникальное, неповторимое существо, образ и подобие Божие.

И дело совсем не в статистике. Попробуйте сместить все акценты и подумать так, как будто речь идет о вас лично: вас надо спасти, поднять от тяжелой болезни, избавить от какого-то тяжелого недуга. Вы знаете, что вокруг вас все вращается, что для вас это вопрос альфы и омеги, жизни и смерти. И это справедливо, потому что каждый человек таков, и каждый человек перед Богом драгоценен.

И врач, любой, кстати сказать – он исполняет волю Христа, Который заповедал нам идти и исполнять волю друг друга. Он сказал: «Идите и исцеляйте».

Так вот, главное для вас – это служение человеку: не человечеству, не отвлеченному понятию, а живому, конкретному человеку. «Как вы сделали одному из братьев Моих меньших, так сделали и Мне», — так говорит Господь Иисус. Тем самым всякое облегчение страданий становится подлинным богослужением.

И чувство важности, глубинности, священности этого факта должно вас наполнять. Вы должны чувствовать, что все это не так просто. Это не только желание усилить свое могущество, чтобы все говорили: «Ах, как она (или он) прекрасно лечит и исцеляет!» Ничего в этом нет удивительного. Больных много, и все побегут за вами, если вам удастся удачно лечить людей. Люди побегут за любым целителем, даже если он будет целить руками, ножом, заклинаниями – все равно, потому что больному безразлично. И не надо поддаваться на это.

Надо помнить, что ваше призвание – оно особенное, что человек, который будет вашим пациентом, должен получить от вас не только здоровье физическое, но и начать процесс духовного и душевного выздоровления, потому что значительная часть наших болезней является следствием нашей греховности, ее порождением, прямым или косвенным.

В Евангелии Христос говорит одному больному, которого исцелил: «Не греши, чтобы не случилось с тобой худшего». Если вы как следует подумаете, то вы убедитесь, как связь здесь велика. А значит, здесь мы с вами подошли вплотную к тому, с чего я начал: с нравственного идеала, с нравственного перерождения, нравственных целей. Можно сказать, что людям труден этот нравственный рост. Конечно. Но разве вы не знаете, что все великое и прекрасное всегда было трудным? И тот, кто захочет, всегда найдет в себе резерв, неисчерпаемые духовные силы. Это то, что Новый Завет и Церковь называют благодатью. Это сила, которую дает Бог открытому сердцу, стремящемуся помогать другим людям.

Пусть же эта благодать да прибудет всегда с вами!